История
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О КУНАШАКСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ
В 1919 году в момент установления на территории Кунашакского района Советской власти, было 11 волостей (Аминевская, Кунашакская, Байбуснаровская, Кунакбаевкая, и др.) административно подчинялись Аргаяшскому Кантону, организованному 25 августа 1919 года.
В целях удобства административного управления Постановлением Башкирского центрального исполнительного Комитета было проведено укрупнение волостей. В результате на 01.08.1924г. в Аргаяшском Кантоне из 18 волостей осталось 5, из 157 сельских Советов – 35, а на территории Кунашакского района сохранилось только 3 волости – Буринская, Кунашакская, Карабольская.
20 августа 1930 года Президиум ЦИК СНК Башкирской АССР принял Постановление «О ликвидации в Башкирской АССР административного деления на кантоны и волости и об установлении административного деления на районы и районной системе управления». Согласно этому постановлению вместо 8 кантонов и 110 волостей образовано 48 районов, в том числе Аргаяшский и Кунашакский районы в составе Башкирской АССР.
В связи с разделением Уральской области на Свердловскую, Челябинскую, Обено-Иртышскую (Тюменскую) области территория Кунашакского района Постановлением ВЦИК от 17 января 1934 года была включена в состав Челябинской области.
Кунашак стал районным центром в августе 1930 года при разделе Аргаяшского кантона на два самостоятельных района.
Кунашак был основан на башкирской земле в 1730 – 1736 годах пришлыми мещеряками. Археологические раскопки, проведенные здесь, показывают, что в окрестностях Кунашака обнаружены гуммские и сарматенские захоронения.
Первые основатели выбрали тихое, укромное место среди густого леса недалеко от красивейших озер – Уелги, Чебакуль (Сабактыкуль), Шуганяк (Сыйган-як). Места эти были очень удобны для занятия рыболовством и охотой.
По картам 1891 года и даже 1931 годов нет Кунашака – есть Куншак и Кунсак.
Схожих названий на географической карте много – Кундравы в нашей области, Кунчур – в Пермской, Кунара – в Свердловской – все они исходят от одного корня – «Куна» (ночевка). Вероятно, что и Кунцево под Москвой (ночевка перед выездом в столицу) того же корня.
Кунашак …. Почему он получил такое название? На этот вопрос тополистика определенного ответа не дает. Существует несколько версий. Одна из них гласит, что это слово в переводе означает «место для ночлега».
Само слово «Кунашак» как имя в башкирской антропологии не существует. В тугультанком мире XII века был хан Донской орды по имени Коншак. В одно время Сибирским княжеством правил хан I носивший имя Кончак. А вот откуда оказался в наших местах Кончак, остается только предполагать.
Кунашак – село, районный центр, железнодорожная станция. Профессор А.К. Матвеев в книге «Язык земли» определил что слово «Кунашак» татарского происхождения и обозначает «Место ночлега» («Кунчак»).
Название исторически связывается с расселением пришлых татар после покорения Казанского ханства (XVI век) в Зауралье.
Кунашакское сельское поселение включает в себя 8 населенных пунктов:
-- с.Кунашак на 01.01.2000г. – 5610 жителей,
на 01.01.2006г. – 5710 жителей,
на 01.01.2012г. – 6638 жителей, на 01.01.2018г. - 7463 жителя
-- д.Борисовка на 01.01.2000г. – 560 жителей,
на 01.01.2006г. – 550 жителей,
на 01.01.2012г. – 540 жителей, на 01.01.2018г. - 682 жителя
-- п.Лесной на 01.01.2000г. – 376 жителей,
на 01.01.2006г. – 400 жителей,
на 01.01.2012г. – 405 жителей, на 01.01.2018г. - 343 жителя
-- п.Маяк на 01.01.2000г. – 435 жителей,
на 01.01.2006г. – 468 жителей,
на 01.01.2012г. – 501 жителей, на 01.01.2018г. - 495 жителя
-- д.Канзафарово на 01.01.2000г. – 146 жителей,
на 01.01.2006г. – 157 жителей,
на 01.01.2012г. – 146 жителей, на 01.01.2018г. - 160 жителя
-- ст.Кунашак на 01.01.2000г. – 57 жителей,
на 01.01.2006г. – 58 жителей,
на 01.01.2012г. – 62 жителей, на 01.01.2018г. - 62 жителя
-- разъезд №3 на 01.01.2000г. – 49 жителей,
на 01.01.2006г. – 46 жителей,
на 01.01.2012г. – 39 жителей, на 01.01.2018г. - 39 жителя
-- д.Арыкова на 01.01.2000г. – 0,
на 01.01.2006г. – 0,
на 01.01.2012г. – 3 жителя, на 01.01.2018г. - 0 жителей
Итого в Кунашаком сельском поселении проживало:
-- на 01.01.2000 г. – 7233 жителя,
-- на 01.01.2006г. – 7389 жителя,
-- на 01.01.2012г. – 8334 жителя, -- на 01.01.2018г. - 9244 жителя
Кунашакское сельское поселение по своему составу многонационально. Кроме татар и башкир, которые составляют основную часть населения, здесь проживают русские, украинцы, адыгейцы, белорусы, чеченцы, армяне, чуваши, удмурды, азербайджанцы, люди других национальностей.
Кстати слово «Кунчак» - древнеиранское слово, оно имеет два значения. Первое – это набедренные и наполненные кольчужки, второе – родничок, т.е. место или местность, которая имеет горько-солные водоемы или источники, где, естественно, ее (соль) можно добывать (Баскунчак). Итак «Кунчак» - место, где есть горько-соленая вода, следовательно, Кунашак, Куншак, Кунсак, Кунчак – это родничок горько-соленой воды. Получается, что по-русски «Кунашак» можно назвать Соленоводском.
Вот и еще одна легенда. На нашей земле происходили постоянные ссоры и стычки между переселенцами и коренным населением – башкирами. Те всячески притесняли и изгоняли пришельцев. В конце концов, башкиры принесли татарам огромную шкуру быка, на которой как на карте, были изображены все их владения в знак доказательства их права на территорию.
Тогда татары взмолились: «Дайте хотя бы ту землю, которая покроет эту шкуру». «Берите всю землю, но только с эту шкуру» - ответили башкиры. Легенда гласит, что 33 дня пришельцы резали шкуру – на нитки. А потом одной связанной воедино нитью они и отмерили себе земельные владения, которые оказались немалыми. Землю эту так и назвали – Кун чак («Кун» - кожа, «Чак» - мера, а вообще – земля в величину шкуры).
Первое упоминание о деревне Борисовка приходится на конец XIX века.
Имеется четыре версии - легенды возникновения названия деревни:
1. В этих местах появился беглый каторжанин по имени Борис. Скрываясь от властей, обосновался здесь, так как места были глухие, безлюдные. Непроходимые болота, густой лес порождало чувство защищенности, тем более – ни дороги, ни тропинки не найдешь. Было спокойно. Дичи много, да и рыбы тоже. С заимки Бориса и начала впоследствии строиться деревня.
2. Предками современных жителей были венгерские цыгане. Проходил по здешним местам большой цыганский табор. Две семьи, облюбовав их, остались жить здесь навсегда. Старшим среди цыган был некий Борис. Считается, что его имя и дало название деревне.
3. Во время пугачевского восстания через эти места проезжали башкиры и русские. Некоторые и обосновались здесь. Завели семьи. Появилась деревня, которая постепенно разрасталась. Старостой деревни был Борис, в честь которого и назвали деревню.
4. Деревня названа по известному у башкир арабскому имени Барис ("умный", "прозорливый").которое принадлежало одному из первопоселенцев (позднее именование приняло русскую форму).
Поселок Лесной расположен в 5 км. от райцентра с.Кунашак. Образован и назван «Лесным» вместо безымянного селения п/я №1 по решению Облисполкома от 25 марта 1954 года за № 156-1.
В 1970 году в этом поселке насчитывалось 323 жителя, в 1983г. – 297, в 1995г. – 361, сейчас – 405 жителей.
Поселок Маяк находится в 17 километрах от райцентра, образован и назван по решению ОИК №1999 от 25 мая 1963 года (вначале значился как 6-ое отделение совхоза «Тахталымский», потом – 3 отделение совхоза «Восход» и, наконец, АОЗТ «Маяк») в 1970г. в поселке было 497 жителей, в 1983г. – 503, в 1995г. – 518, сейчас – 501 житель.
Земля Кунашака испокон веков славилась своей красотой: плодородные почвы, прекрасные озера, вольные лесостепи. Кунашакская земля взрастила таких людей, как Шарифа Тимергалина, которая родилась в д.Канзафарово и работала секретарем ЦК ВЛКСМ, Кадыр Даян, поэт и писатель, чье имя носит одна из улиц Кунашака.
Из 46 почетных граждан Кунашакского района 14 человек проживает на территории Кунашакского сельского поселения.
Кадыр Даян часто вспоминал родные края, Кунашакскую природу. Поэзия его романтична.
Там, за Уралом, родная земля,
Там Кунашакские светят поля,
Там, у озер, ко мне юность пришла,
Там первоцветом она расцвела.
Нет там ни липы, ни дуба, ни клена,
Там ивняки шелестят изумленно.
Любо осинам весной распускаться,
Любо березонькам там красоваться.
Там, где повсюду с рождения я дома
Ни Агидель не течет, и ни Дема.
Там лишь озера, что я не забуду,
Там лишь болота сверкают повсюду.
На берегах их пологих высоко
Всходит камыш и густая осока,
Волны их вечно волнуются в трепете,
Плавают гордо там белые лебеди.
(Кадар даян. Поэма «До свиданья, родные поля!»)